Методические материалы

Опираясь на методические материалы Министерства культуры по реализации межведомственного проекта "Культурный дневник школьника", коллектив кафедры социально-культурного образования АППО разрабатывает Санкт-Петербургскую модель культурного просвещения школьников в условиях цифровой образовательной среды.

В 2019 году стартовал проект – «Культурный норматив школьника». Это был совместный проект Министерства культуры и Министерства просвещения, который реализовывался в 11 российских регионах. Идея заключалась в том, чтобы интегрировать в учебную программу школы культурные компоненты: ученики в течение года должны посещать определенное количество выставок, музеев, спектаклей и знакомиться с лучшими образцами отечественной культуры. Этот общий замысел в каждом регионе реализовывался в соответствии со сложившимися традициями и имеющимися возможностями. В проекте появились и дистанционные варианты, разработанные лидерами в области информационных технологий, например, проект «Культурный марафон» (Яндекс).

Методические рекомендации по реализации Всероссийского культурно-образовательного 
проекта «Культурный норматив школьника» - открыть

Работа в Санкт-Петербурге над проектом "Санкт-Петербургская модель культурного просвещения школьников в условиях цифровой образовательной среды" началась в 2021 году. За первый год на встречах с педагогами были обсуждены основные документы, рассмотрена методика культурно-образовательных практик, показаны особенности и традиции петербургской школы по взаимодействию с культурными институтами города.

Культурное образование школьников приобретает особое значение и понимается как способность молодого человека ориентироваться в культурном пространстве и культурных процессах, использовать эстетические средства для самовыражения и раскрытия своего творческого потенциала.

В современной ситуации культурное образование осуществляется как результат усилий трех заинтересованных сторон:

- школы, в которой культурное образование чаще всего понимается как художественно-эстетическое и выражается в преподавании ряда предметов художественно-эстетического цикла (ИЗО, музыка, МХК). В настоящее время доля этих предметов в базовом учебном плане неуклонно снижается и культурное образование все более перемещается в область внеклассной и воспитательной работы. Также к стандартной системе школьного образования относятся посещения школьниками театров и музеев, выбор которых осуществляется, как правило педагогами и родителями. 

- системы дополнительного образования, которая позволяет школьникам развивать свои способности в соответствии с собственными интересами – посещать многочисленные художественные кружки, такие как хор, театральная студия, творческие мастерские. 

- культурных учреждений города: музеев, театров, библиотек, предлагающих большой спектр мероприятий для детей и подростков, а также культурно-образовательные программы, нацеленные на то, чтобы привлечь молодежную аудиторию и стать частью их жизни.


"Санкт-Петербургская модель культурного просвещения школьников в условиях цифровой образовательной среды"

Цель: создание городской программы «Культурное просвещение школьников в условиях цифровой образовательной среды», ориентированной на активное привлечение обучающихся к освоению культурного пространства города, в том числе с использованием современных цифровых технологий. 

Задачи

- повысить общий уровень знаний школьников о культурном богатстве нашего города; 

- повысить уровень мотивации школьников к посещению мероприятий, связанных с искусством и культурой, активному со-участию в культурной жизни города; 

- вовлечь школьников в освещение и создание культурных событий;

- разработать модели погружения школьников в культурные события и мероприятия, проходящие в городе; 

- сформировать навыки и умения школьников, связанные с культурной рефлексией - способностью выражать свою позицию по поводу увиденного, прочитанного, пережитого;

- создать цифровую образовательную среду, предоставляющую возможность включать педагогов, учащихся и родителей в культурный контекст жизни города; 

- сформировать силами подростков устойчивое информационное пространство с целью постоянного информирования ровесников о предстоящих событиях в области культуры. 


Образовательный компонент основывается на деятельностном подходе, который позволит расширить рамки школьного пространства, включить подростков в работу с партнерами, сформировать примерно одинаковый уровень культурной грамотности, когда участники программы смогут понимать культурный контекст и друг друга, познакомить с технологиями создания собственного контента для демонстрации на инфозонах и в открытой цифровой среде.

В настоящее время кафедрой разработана единая стратегия культурного просвещения петербургских школьников, объединяющая три образовательных модуля для разных возрастных категорий учащихся, нацеленных на формирование общероссийской и региональной культурной идентичности школьников, становление ценностного отношения к культурному наследию.

За 2021 и 2022 годы кафедрой было проведено 6 семинаров (с темами и материалами можно ознакомиться на странице Семинары). 


Нормативные документы

Документы Министерства культуры и Министерства просвещения.

Методические рекомендации  "Культурный дневник школьника" в рамках межведомственного
проекта "Культура для школьников" - открыть











Презентация методических рекомендаций "Культурный дневник школьника" - открыть





Комментариев нет:

Отправить комментарий